mail@mail.ru Пишите нам

Как выбрать гребной винт на лодочный мотор

Не существует универсального лодочного винта, подходящего под все типы корпусов лодок, но есть способ, нахождения что вам нужно.
Как правило, правильно подобранный винт позволяет достичь вашему лодочному мотору максимальное количество оборотов при полностью открытой заслонке дросселя, без недобора и превышения их. Например, если ваш подвесной двигатель имеет макимальные обороты 5000-6000 об./мин., вам нужен винт, который попадет в диапазон между 5700 и 6000 об/мин. при средней нагрузки в судне. Обязательно учитывайте такие переменные, как запас топлива, число пассажиров и вес всего обородувания с учетом якоря, цепи, аккумулятора и так далее.

При описании пропеллера даются как диаметр, так и шаг. Сначала указан диаметр, вторым - шаг. Винт:  12" x 9" имеет характерситики: диаметр - 12, шаг - 9.

Шаг 

Выбор шага - важнейшей параметр для определения эффективной и производительной работы двигателя. Шаг - это расстояние (в дюймах), которое проходит за один полный оборот).

Теоретически, винт с 14-дюймовым шагом, за один полный оборот, будет двигать лодку на 14 дюймов. В действительности, ни какой винт с 14 шагом, не двинет шлюпку на 14 дюймов за один полный поворот. Это отклонение называется "проскальзывавание"

  • Винт с низким шагом  - имеет лучшее ускорение и тягу.
  • Винт с высоким шагом - меньшее ускорение, но больший потенциал для достижения высоких скоростей.
  • Увеличение шага - дает уменьшение на 150-200 оборотов
  • Уменьшение шага - дает увеличение на 150-200 оборотов

Правильный подобранный винт позволить вашему двигателю достичь максимальных оборотов заданных производителем мотора. Каждый дюйм шага равен приблизительно 150 +/- 50 об/мин.

шаг лодочного винта

Диаметр

 

Внешний диаметр винта - это диаметр окружности, описываемой внешними кромками лопастей. Больший диаметр создан для груженых и тяжелых лодок. Малый - на легких и скоростных.

диаметр гребного винта

Количество лопастей

 

  • Трех-лопастные винты наиболее распространенные и популярные, так как имеют наивысшую скорость и слаженную работу.
  • Четырех-лопастные имеют более быстрое ускорение, лучшую тягу, плавную работу, но меньшую максимальную скорость, по сравнению с 3-х лопастным.
Количество лопастей в гребном винте

Площадь межлопастной поверхности

Площадь межлопастной поверхности относится к общей поверхности лопасти винта. Чем больше данной площади, тем лучше упор, ускорение. Но также может создать избыточное сопротивление на двигатель и ограничить его обороты. Недостаточная межлоопастная поверхность грозит кавитацией и недостаточной тягой.

Площадь межлопастной поверхности в гребном винте
Геометрия лопастей

Геометрия лопастей фактически относится к форме лопасти (уха). Путем манипулирования формой, диаметром, шагом лопасти - создаются винты с различными характеристиками, для различных условий.

 

Геометрия лопасти лодочного винта
Загиб кромки лопасти

Загиб кромки – это небольшой изгиб или выступ на задней кромке лопасти гребного винта. "Чашка" позволяет гребному винту "цепляться" за воду, обеспечивая великолепное управление при волнении и в крутых поворотах. Также снижает вентиляцию и проскальзывания винта. Это позволит вам повесить ваш двигатель более высоко на транец. Малый радиус кривизны - важнейшей элемент конструкции гребного винта, для которого должны быть соблюдены точные размеры иначе может вызвать чрезмерный рулевой крутящий момент, люфт и сложность в поддержки оборотов.

 

загиб кромки в винте лодочного мотора
Угол увода лопастей

Угол увода лопасти – это угол поворота кромки лопасти относительно основания. Угол увода позволяет изменять ход и подъем вашего катера, а также обеспечивать отличную устойчивость при волнении и при высокой установке мотора. Угол увода выражается в градусах.

  • Высокий угол лучше подходит для скоростного применения, особенно при высокой установке двигателя, где есть риск проскальзывания и кавитации. Помогает поднять нос судна и уменьшить смачиваемую поверхность. Однако, для некоторых легких и быстрых катеров слишком большой увод лопасти может способствовать их меньшей стабильности на воде, в этом случае лучше выбрать гребной винт с меньшим уводом лопасти.
  • Низкий угол вызывает меньшую нагрузку на двигатель. Помогает удержать нос лодки в низу. Является более распространенном и универсальным

 

Увод лопасти в винте лодочного мотора
Передаточное число

Передаточное число - это есть отношение числа зубцов на ведомой шестеренке к числу зубцов на ведущей.

Чем выше передаточное число - тем мотор, более тяговит, лучше стартует, но имеет меньшую максимальную скорость. С низким коэффициентом лучше ставить на более легкие и скоростные корпуса. Важно подобрать винт, чтобы он достигал максимальные обороты вашего двигателя

Передаточное число в редукторе лодочного мотора
Вентиляция

Эффект вентиляции - это когда гребной винт касается воздуха или выхлопных газов. Вентиляция, как правило, вызывает увеличение оборотов, но с потерей скорости, так как лопасти находятся в "воздушном кармане". Обычно, такой эффект возникает при крутых поворотах, когда мотор навешен слишком высоко на транец или при определенных состояниях воды (вода после шторма). На некоторых винтах, предусмотренна "система контроля вентиляции" (отверстие в пропеллере со стороны редуктора), которая помогает набрать обороты двигателю при резком старте. Отверстие помогает увести воздух/выхлопные газы через дыру. Чаще всего такие винты используются в двухтактных двигателях. В четырехтактных, обычно, не используются. Вентеляцию часто путают с кавитацией.

Эффект вентиляции в гребном винта лодочного мотора
Кавитация

Кавитацию гребного винта обычно рассматривают как явление вскипания воды в потоке, вызванном винтом, при снижении местных давлений до давления насыщенных паров. Давление понижается настолько, что вода, обтекающая лопасть, вскипает, выделяя пузырьки пара. Пузырьки, лопаясь, создают огромное местное давление, отчего поверхность лопастей выкрашиваетя и повреждается. Кавитацию винта можно обнаружить по тому, что скорость лодки перестает расти, несмотря на дальнейшее повышение числа оборотов; гребной винт при этом издает специфический шум, на корпус передается вибрация, лодка движется скачками. Кавитацию часто путают с вентеляцией.

Кавитация в лодочном винте
Проскальзывание
Коэффициент проскальзывания гребного винта это процентная разница между реальным и расчетным расстоянием (шагом винта), проходимым винтом за один полный оборот вокруг своей оси. Грубо говоря - это сколько воды убежало с лопастей, пока винт делал один оборот. Иначе говоря - это величина, обратнопропорциональная КПД винта. Больше всего скользит на малых оборотах - больше воды успевает убежать от ступицы винта к краю лопасти. Поэтому для уменьшения проскальзывания увеличивают диаметр винта и/или дисковое отношение.  Соответственно чем быстрее крутится винт, тем больше воды он толкает в нужную сторону (назад), а не разбрасывает ее по сторонам.  Поэтому же у винта с большим шагом выше КПД. Проскальзывание зависит от множества величин: от самого винта, плотности и вязкости жидкости, формы корпуса, загрузки лодки, передаточного отношения (которое отвечает за обороты винта) и др. переменные. Моторы разной мощности, выдающие одинаковые обороты на винте, покажут одинаковое значение проскальзывания. Проскальзывание гребного винта
Быстрый старт

Быстрое старт/ускорение, достигается тогда, когда винт подобран правильно по отношению к лодке и к мотору и они оба работают вместе.

Быстрый старт в лодке